Ритуалы Дубтхаб

Дата: 24/03/2013 / Просмотров: 411

Значительное число ангкуров связано с ритуалами дубтхаб, занимающими важное место в ламаистской практике.

Сам термин «дубтхаб» означает «средства/ метод успеха». Утверждается, что эти методы ведут к достижению четырех целей:

1. Осторожный или мягкий [шиба] — для достижения долголетия, здоровья и благополучия.

2. Расширяющий [гйапа] — для достижения богатства и славы.

3. Сильнодействующий [вангба] — для достижения влиятельности и могущества.

4. Устрашающий [дагпо] — для обретения возможности творить зло, убивать или разрушать любыми способами, используя оккультные приемы. (Основная цель осуществления ритуала с интенсивностью четвертого уровня — расширение сферы творческого созидательного преисполненного сострадания воздействия Ламы на окружающее, а не «устрашение» или «творение зла» — ред.).

Как же достигаются столь различные результаты? Одни отвечают, что это — дело рук божеств, которые оказывают свою помощь тем, кто их чтит должным образом. Другие утверждают, что цель дубтхаба, скорее, не в поклонении божествам, а в их подчинении; они говорят также, что человек, сведующий в ритуалах, способен принудить как богов, так и демонов предоставить их силы в его распоряжение и во всем ему подчиняться.

Эти мнения широко распространены в Тибете, но, по мнению более образованных лам, такая интерпретация лишь указывает на отсутствие понимания принципов, положенных в основу дубтхаба.

Действительно, если исходить из объяснений, которые мы находим в работах древних авторов, а также тех, что даются изустно компетентными наставниками мистицизма, то фактически применяемый метод заключается в проекции вовне представленные в уме божеств, наподобие изображения на экран, и в последующем воображении целой серии изменений, которые они претерпевают в ходе весьма длительного и сложного ритуала.

Далее

К чему ведут посвящения и различные значения АУМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ

Дата: 23/03/2013 / Просмотров: 478

К чему же ведут посвящения? Из предыдущего описания читатель уже должен был понять, что посвящения в Тибете подобны бесчисленным вратам, открывающим пути к различным областям деятельности. Лишь незначительное число монахов ограничивается получением четырех или пяти мистических посвящений у наставников-созерцателей. Эти искатели Состояния Будды— люди весьма замкнутые, они редко привлекают внимание своих соотечественников.

Совершенно иначе обстоит дело с многочисленными посвященными в различные учения и ритуалы,— внешне не слишком связанные между собой,— которым даруются специфические ангкуры. К этой категории относится многочисленная армия наставников, а иногда и псевдонаставников, причем последние иногда пользуются широкой известностью, хотя и не всегда заслуженной. Однако среди них встречаются и истинные духовные руководители, и человек неразвитый, но с потенциальными, скрытыми возможностями пробуждения интеллекта, обнаружит со временем, что эти наставники медленно, но верно ведут его к желаемой цели.

И наиболее тривиальные посвящения могут заключать в себе философские или мистические выводы: это видно на примере различных интерпретаций широко известной формулы АУМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ! и многочисленных практических действий, с нею связанных.

Далее

Посвящения «без активности»

Дата: 14/03/2013 / Просмотров: 308

Тогда как описанные выше ангкуры могут быть дарованы в помещении ламы, живущего в монастыре, ритуалы «посвящения без активности» должны выполняться в тихом, уединенном, но приятном месте.

Сооружается мандала в два раза больший, чем в предыдущем ритуале. Я не буду его описывать, чтобы не утомлять читателя повторениями. Достаточно отметить, что фигуры и предметы несколько отличаются от применяемых при „посвящении с активностью".

Ламе необходим длительный период подготовки: он должен выполнить различные обряды и провести несколько дней в медитации. Если же он пренебрежет этим, то «его слова и его сознание не будут очищены», и он будет бессилен даровать ангкур. Как и предыдущий ангкур, так и этот могут принимать одновременно несколько учеников.

Непосредственно перед входом в обитель ламы ученик должен омыться и «очиститься» дымом сжигаемых ароматических трав. Громко звеня металлическими ритуальными тарелочками, он отождествляет себя с тем или иным гневным божеством, представляет себя окруженным огненным кольцом, и, наконец, держа в руке несколько курительных благовонных палочек, входит в помещение, простирается перед ламой и кйилкхором, затем садится и говорит:

«Я обрел человеческое тело, столь труднодостижимое. Я родился на материке Джамбу. Я встретил святого Ламу и Великое Учение. Настало время вступить
мне на путь к Освобождению. Теперь же прошу даровать посвящение в Великое Учение.

Далее

Ангкуры посвящения

Дата: 10/03/2013 / Просмотров: 318

АНГКУР НАСТАВНИКА-МИСТИКА

Ритуальные действия этого ангкура представляют собой прикосновения сосудами со «святой водой» к четырем точкам тела, где, согласно ламаистам, расположены центры психической энергии, с последующим окроплением этих участков «святой водой».

Как уже указывалось, в кйилкхоре расположены пять сосудов, один — в центре, остальные по углам, ориентированные по сторонам света. Сосуды носят следующие символические названия: 1. Сосуд Сферы Существования; 2. Сосуд Вечной Природы; 3. Сосуд Самовозникшей Мудрости; 4. Сосуд, Лишенный Скверн; и 5. Сосуд Мудрости Быстроприводящей к Блаженству.

Ученик сидит, скрестив ноги в «позе лотоса». Лама, взяв сосуд из центра кйилкхора, ставит его на голову кандидата и произносит:

«Сосуд Сферы Существования наполнен Ясным Светом. Благословенный сын, теперь обретя могущество ты способен понять природу существования».

Мистический язык Тибета полон образности и использует такие мистические термины, которым трудно подобрать соответствующие эквиваленты в западных языках. Здесь, «сфера существования» — то же, что и «законы природы». В конце концов, именно способ понимания и восприятия природы материальных и психических явлений и создает представление о мире.

Лама окропляет каплями «святой воды» голову кандидата. Это действие символизирует очищение центра энергии, расположенного, согласно мистической теории, на макушке головы.

Далее

Посвящения «с активностью»

Дата: 4/03/2013 / Просмотров: 378

Первый из четырех ангкуров, ведущих ученика к духовной зрелости, называется «Деу чэ чог ги ангкур» («Драгоценный ангкур с активностью»).

Для его правильного совершения лама должен быть глубоко сведущ в трех разделах ламаистских канонических Писаний, которые представляют соответственно философские учения, ритуал и метафизику.

От ученика требуется следующая подготовка:

Чувства ученика по отношению к наставнику, подготавливающему его к ясному созерцанию Реальности, должны быть такими же, какие он испытывает по отношению к самому Будде. Он должен верить как в Учителя, так и в действенность получаемого ангкура.

Заметим, что в этом последнем условии ламаизм принципиально расходится с ортодоксальным буддийским учением о десяти «путах», препятствующих человеческому существу достичь Освобождения. Третьим из них в канонической терминологии является «вера в действенность религиозных обрядов». Согласно учению раннего буддизма, отказ от верования в действенность священных и других церемоний совершенно необходим для первого шага на пути к духовному озарению. По-буддийски это называется «вступить в поток».

Тем не менее, ламы, полностью компетентные в эзотерических методах, считают это противоречие лишь кажущимся и совершенно условным. Ритуалы, говорят они, представляют собой некую разновидность психотерапии, и ритуальная форма посвящений — всего лишь уступка интеллектуальной неразвитости учеников. Их целью является полное освобождение себя от этих вспомогательных средств. Великие созерцатели отвергали их, и Миларэпа — прекрасный тому пример.

Далее

Различные типы посвящения и их цели, часть 2

Дата: 28/02/2013 / Просмотров: 299

Эзотерически, подношение сверхчеловеческому существу носит характер частичного слияния поклоняющегося с почитаемым божеством; и первый получает возможность до некоторой степени приобщиться к добродетелям и могуществу высшего существа, пребывая с ним в тесном контакте.

Эзотерические ангкуры даруются также ученикам, приступающим к определенной практике, например: медитация, объектом которой являются мистические центры тела; туммо — способность согревать себя без полнощи огня; или же тем ученикам, которые тренируются в выполнении некоторых ритуалов, таких как Чёд, в ходе которого человек полностью «отдает» свое тело голодным демонам как пищу. Этот и другие ритуалы детально описаны в моей книге «Среди Мистиков и Магов Тибета».

«Мистические» посвящения [нгаг] носят чисто психологический характер. Они основаны на той теории, что энергия, исходящая от наставника или более мощных оккультных источников, может быть передана ученику, способному «извлечь ее» из психических волн, которые пронизывают его во время совершения ритуалов аигку-ра. Ламы утверждают, что именно в этот момент сила наиболее доступна ученику, и его роль в проводимой церемонии как раз и сводится к тому, чтобы завладеть и воспринять ее, а это уже зависит от его способностей. Поэтому, хотя посвящающий лама и излучает ту энергию, который должен воспринять ученик, роль последнего далеко не пассивная. В ходе бесед на эту тему с посвященными мистиками я слышала, что некоторые из них определяют ангкур как особую возможность «наполниться энергией».

Считается, что далеко не всякий посвященный лама способен выполнить любой ангкур. Причину этого легко понять. Никто не может наделить другого тем, чего не имеет сам и что он не способен где-либо позаимствовать.

Далее

Различные типы посвящения и их цели, часть 1

Дата: 28/02/2013 / Просмотров: 320

Прежде, чем удостоиться какого-либо элементарного Дам-нгага, новичок должен получить Лунг — одно из низших посвящений. Значение Лунг аналогично значению Дам-нгаг; кроме того, это «совет» или наставление, хотя значительно менее серьезного характера и не всегда связанное с религиозными задачами, к тому же, даваемое не обязательно ламой.

Никакое обучение,— будь то грамматика или какая-либо иная наука,— не начинается в Тибете без выполнения ритуала Лунг. Например, юноша хочет изучить азбуку. В день, найденный астрологом, или нгоншей (провидец) благоприятным, молодой человек, взяв с собой кхадак 18 и подарки, по своим средствам, направляется к наставнику, чьим учеником он хочет стать. В том случае, если выбранный учитель —монах, то кандидат в ученики трижды припадает к его стопам. Если же он—> светский человек, то ученик ограничивается тем, что вежливо кланяется, обнажая при этом голову. После этого он почтительно садится перед учителем,сидящим выше него на стопке специальных матов. Учитель читает вслух краткое обращение к бодхисаттве-покровителю науки Джампалянг, после чего чрезвычайно торжественно произносит по порядку все тридцать букв тибетского алфавита: ка-кха-га-нга и т. д. Потом, прежде чем отпустить ученика, наставник советует ему несколько раз повторить формулу «АУМ-АРА-БА-ЦА-НА-ДХИ-ДИ-ДИ-ДИ-ДИ», которая, по мнению тибетцев, улучшает умственные способности.

Если даже подготовку к изучению азбуки необходимо сопровождать ритуалом, то совершенно ясно, что бо лее высокое знание не может быть получено без серьезной предварительной процедуры.

Даже если человек хочет прочитать религиозную книгу с целью выучить ее наизусть и таким образом обрести определенные достоинства 19, то и тогда Лунг считается совершенно необходимой подготовкой. Как было только что описано, набожный мирянин или монах низшего ранга, после обычных поклонов ниц и подношений, должны, скрестив руки, почтительно слушать, как лама читает книгу.

Далее

Тибетский мистицизм и выбор учителя, часть 2

Дата: 22/02/2013 / Просмотров: 358

Бодхидхарма был индийским буддистом из касты браминов. Метод обучения, примененный им, резко отличается от метода других учителей. Невысоко ценя олтэрудицию, он превозносил интроспективную медитацию, как истинное средство достижения духовного просветления. Вскоре после своего прибытия в Китай он удалился в монастырь Шаолинь16, где проводил большую часть своего времени и медитации, созерцая каменную стену. Некоторые из его китайских и корейских учеников, а также его последователи в Японии (школа Сото) сохранили обычай созерцания стены при медитации.

Наиболее выдающимся учеником Бодхидхармы был конфуцианский ученый Чжан-Гуан. Как рассказывают, он отправился к обители Бодхидхармы просить его быть ему наставником, но поскольку учитель в течение нескольких дней отказывался принять его, он отрубил себе левую руку и послал ее Бодхидхарме как знак рвения, коим он охвачен.

В Китае Бодхидхарму наследовали шесть патриархов в качестве глав школы Чань, но затем эта линия разделилась на две ветви, которые в дальнейшем дали ряд новых течений.

Специфические методы и учения школы медитации проникли в Японию в шестом веке нашей эры и впоследствии, в одиннадцатом веке, были канонизированы учителем Эйсай'ем. Дзэн-сю процветает и по сей день и насчитывает множество последователей среди интеллектуальной элиты Японии. Однако, к сожалению, как здесь, так и в Китае, основные принципы школы медитации уступили место внешней обрядности, столь строго осуждаемой Бодхидхармой и Самим Буддой.

В Тибете мы встречаем и телепатический способ передачи особых наставлений. Мистики этой страны разделяются на три типа наставников, что особо подчеркивается в литургических формулах отдельных ритуалов: Гонг-гыод, Да-гьюд и Ньян-гыод.

Далее

Тибетский мистицизм и выбор учителя, часть 1

Дата: 22/02/2013 / Просмотров: 331

Тем, кто желает довериться руководству духовного наставника, ученые ламы строго рекомендуют проявить максимальную проницательность в выборе себе наиболее подходящего учителя.

С точки зрения тибетца, ни эрудиция, ни святость, ни глубокие мистические познания еще не являются гарантией того, что советы ламы будут одинаково хороши для всех его учеников. Каждый из них, в соответствии со своим характером, должен быть направлен учителем по особому, только для него приемлемому пути, либо уже пройденному самим наставником, либо, во всяком случае, изученному им достаточно тщательно, что позволяет овладеть доскональным знанием этого метода.

Кандидат на посвящение, как правило, готов следовать этому предусмотрительному совету. Разница между ним и безынициативным монахом, коих тысячи, огромна. В противоположность монаху, который с первых же дней, когда еще ребенком его отдали в монастырь, просто бездумно следовал направлению, намеченному для него его руководителями, равнодушно посещая классы монастырской школы и пребывая в неведении растительного существования, так вот — в противоположность ему будущий посвященный проявляет свое собственное активное стремление. Он отвергает легкое существование обычного члена гомпа и отваживается сразу на двойной риск: преодоление трудностей духовного характера и борьба с материальными затруднениями, то есть необходимость обеспечить возможность своего существования в местностях, быть может, слишком удаленных от его родных, где он мог бы пользоваться помощью родных и друзей, которую обычно охотно оказывают тем, что облачается в монашеское одеяние.

Далее

Тибетский мистицизм, вступление

Дата: 21/02/2013 / Просмотров: 344

Западный читатель практически не способен представить совершенно ясную и полную картину мистицизма тибетцев. Широкая пропасть лежит между разнообразными религиозными и философскими концепциями, распространенными в их среде, и тем, что избирается аскетами Страны Снегов в качестве основы для медитации. Само слово «мистицизм», которое я употребляла в предыдущей книге, и которым, за неимением более удачного, я буду пользоваться в этой, следует понимать совсем в ином смысле, чем общепринято на Западе, когда речь идет о Тибете.

На Западе мистик — это всецело обратившийся к божественному человек высшего типа, но, кроме того, и любой верующий и поклоняющийся Богу. Таково, по крайней мере, определение, даваемое словарями. Так, во французском толковом словаре Ларусса мы читаем: «Мистицизм. Философское и религиозное учение, согласно которому совершенство можно определить как разновидность созерцания, приводящего к экстазу и к сокровенному единению Человека с Божеством».

В противоположность этому пониманию тибетский мистик, с точки зрения людей Запада, скорее всего, будет выглядеть как атеист. Но, назвав его так, нам следует остеречься связывать с этим термином те чувства и мысли, которые сопутствуют ему на Западе.

Далее