Ритуалы Дубтхаб

Дата: 24/03/2013 / Просмотров: 354

Значительное число ангкуров связано с ритуалами дубтхаб, занимающими важное место в ламаистской практике.

Сам термин «дубтхаб» означает «средства/ метод успеха». Утверждается, что эти методы ведут к достижению четырех целей:

1. Осторожный или мягкий [шиба] — для достижения долголетия, здоровья и благополучия.

2. Расширяющий [гйапа] — для достижения богатства и славы.

3. Сильнодействующий [вангба] — для достижения влиятельности и могущества.

4. Устрашающий [дагпо] — для обретения возможности творить зло, убивать или разрушать любыми способами, используя оккультные приемы. (Основная цель осуществления ритуала с интенсивностью четвертого уровня — расширение сферы творческого созидательного преисполненного сострадания воздействия Ламы на окружающее, а не «устрашение» или «творение зла» — ред.).

Как же достигаются столь различные результаты? Одни отвечают, что это — дело рук божеств, которые оказывают свою помощь тем, кто их чтит должным образом. Другие утверждают, что цель дубтхаба, скорее, не в поклонении божествам, а в их подчинении; они говорят также, что человек, сведующий в ритуалах, способен принудить как богов, так и демонов предоставить их силы в его распоряжение и во всем ему подчиняться.

Эти мнения широко распространены в Тибете, но, по мнению более образованных лам, такая интерпретация лишь указывает на отсутствие понимания принципов, положенных в основу дубтхаба.

Действительно, если исходить из объяснений, которые мы находим в работах древних авторов, а также тех, что даются изустно компетентными наставниками мистицизма, то фактически применяемый метод заключается в проекции вовне представленные в уме божеств, наподобие изображения на экран, и в последующем воображении целой серии изменений, которые они претерпевают в ходе весьма длительного и сложного ритуала.

Существа, вызываемые дубпапо (т. е. человеком, выполняющим ритуал дубтхаб), не являются произвольно воображаемыми творениями. Это — широко известные представители мира богов и демонов, которых миллионы верующих в течение веков почитали и старались умилостивить.

Тибетские оккультисты утверждают, что эти существа обрели, благодаря сосредоточенным на них бесчисленным мыслям верующих, в некотором смысле реальное бытие. Тибетцы решительно на этом н астаива-ют. Я привела много примеров этому в книге «Среди мистиков и магов Тибета».

Сходные теории представлены в Священных Писаниях Индии. В «Брихадараньяка Упанишада», 1, 4, 10, которая, как считается, возникла в добуддийский период, мы находим следующее:

«Кто почитает некое божество с мыслью: «Оно — одно, а я — другое»,— тот не ведает. Он, как животное, используется богами. Ведь поистине, как многие животные поддерживают существование человека, так и каждый человек поддерживает бытие богов»

Как же люди делают это? Питая субъективные образы своих богов воздаваемыми им поклонениями, как объяснил мне один китайский аскет.

Просвещенные ламы полностью осознают природу вызываемых ими персонажей, и они утверждают, что только посредством этой разновидности мистической игры и возможно получить результаты, которые иным путем либо никогда не достигаются, либо обретаются с превеликим трудом. Как же объяснить эту странность?

Тибетцы говорят, что если при выполнении обряда сознание дубпапо полностью сосредоточено на божествах, то они, «уже существующие», становятся для него еще более реальными и могущественными. Отождествляя себя с ними, дубпапо «подключается» к этому хранилищу энергии, значительно превышающей ту, которую он мог создать собственными усилиями.

Связь с этим таинственным источником энергии может оказаться полезной для того, кто совершает ритуал, обеспечивая исполнение его желаний. Однако, если ему не хватает умения,— особенно в дубтхабах «устрашающей» категории,—он может быть искалечен и даже убит могущественными существами, которые привлечены концентрацией его сознания.

Тибетские мистики считают, что боги и демоны, ад и рай существуют только для тех, кто верит в них. Хотя и существуя в латентном состоянии, бог, сотворенный и поддерживаемый воображением массы верующих, имеет власть только над тем человеком, который вступает с ним в контакт. Необходим провод, чтобы накопленная в аккумуляторе электрическая энергия могла зажечь лампу. Это сравнение довольно точно иллюстрирует представления тибетцев на сей счет.

Большинство дубпапо не осознают двойственный характер происхождения божеств, которым они поклоняются во время ритуальных церемоний. Они не понимают, что эти божества рождены умственным сосредоточением массы верующих и, к тому же, что они временно воссоздаются мыслью того, кто, подобно магниту, притягивает эти, уже существующие оккультные силы или персонажи. Многие из них веруют в то, что единственная цель этих церемоний заключается в воздействии на сознание образом существ, обладающих реальным объективным бытием и объективно зримых в их различных сферах. Такое воздействие должно, по их мнению, привести к непосредственному контакту между дубпапо и почитаемым им божеством.

Тем же, кто осознал субъективную природу божеств, призываемых во время дубтхабов, наставник все же советует не рассматривать этих божеств как ничтожных фантомов. В дубтхабе «Пал Кхорло Дэм-чог» говорится, что в уме сотворенные божества подобны тем, которые, как полагают, обитают в раю или других священных местах. Или, буквально, словами тибетского текста: «Их следует рассматривать как двуличное единство, которое проявляется как форма, но по сути своей — лишенная формы Пустота».

Выполняющий ритуал должен также почувствовать присутствие различных божеств в различных частях своего тела и понять, что все они существуют именно в нем. Дабы лучше зафиксировать это в сознании тех, кто практикует дубтхабы, большинство текстов заканчиваются повелением возвратить в тело дубпапо и поглотить всех тех богов и демонов, которые были им спроецированы вовне.

Лучший способ несколько прояснить эти обряды, столь отличные от практикуемых на Западе, это кратко изложить один из них. Основные контуры процедуры практически идентичны и не зависят от вызываемого в дубтхабе персонажа.

В качестве примера я опишу дубтхаб Дордже Джиг-джед, великого йидама желтошапочной школы. Описание основано на ритуале, называемом «Пал-Дордже-Джиг-Джед-Кйи Дубтхаб».

В надежно затворенном помещении дубпапо, не рискуя быть увиденным или потревоженным, усаживается перед изображением Дордже Джигджед. Выполнение обряда требует того, что технически называется «семью составляющими» [йанлаг-дун] службы: 1. поклонение, 2. подношения божествам, 3. искупление совершенных грехов, 4. создание благой направленности сознания, 5. желание, дабы беспрепятственно проповедовалось Учение Будды, 6. обращение к святым с просьбой не вступать в Нирвану, дабы, оставаясь в Сансаре, Они могли помогать всем живым существам, 7. использование всех накопленных благодеяний для достижения Состояния Будды.

Перед изображением Джигджеда размещаются в определенном порядке лампадки и торма. Перед дубпапо на маленьком столике расставлены дильбу, дордже, габала и дамару.

Дубпапо начинает обряд распевным чтением текста поклонения, содержащего имена различных мистических и исторических персонажей. За каждой группой из четырех имен следует призыв: «Даруй мне, умоляю Тебя, исполнение моего желания».

Окончание призыва зависит от преследуемой цели. Дубпапо указывает сокровенную цель своих желаний. Например: «Пусть я буду правителем такой-то провинции», или «Пусть я преуспею в своих делах», или «Пусть я выиграю судебную тяжбу», или «Пусть я буду любим такой-то или такой-то женщиной», или «Пусть будет даровано мне долголетие», или «Пусть погибнут мои враги». Кроме того, некоторые мистические дубтхабы выполняются для обретения определенной степени духовного совершенства. Хотя он может и не называть своего желания вслух, но он должен постоянно памятовать о нем, произнося литургические фразы: «Даруй мне исполнение моего желания».

Затем начинается процесс творения божества. Дубпапо представляет, как Дордже Джигджед выделяет* ся из его тела. У йидама одно лицо и две руки47, в одной он сжимает кривой нож48, а в другой — габалу. Его супруга обнимает его в специфической ритуальной позе Яб-Юм (отец-мать).

Дубпапо должен помнить, что этот йидам представляет Метод, а его супруга — Мудрость. Она обвивает Яб, ибо Метод и Мудрость нераздельны. Какую бы цель ни преследовал дубпапо, она может быть обретена только благодаря их союзу.

Дордже и дильбу символизируют те же представления. В правой руке дубпапо держит дордже, а в левой— дильбу, которым он позванивает при чтении:
«Дордже — Метод, а Дильбу — Мудрость. Они являют истинную сущность всецело просветленного сознания».

Литургия продолжается, перемежаемая философскими сентенциями относительно изначальной Пустоты природы всех вещей.

Джигджеду совершаются подношения, состоящие из цветов, благовоний, лампад, воды, еды, музыки, но все это — только воображаемые предметы, каждый из которых представлен специальным жестом [санскр.— мудра].

Йидам создается заново; вновь и вновь он окружается различными спутниками, и их позы, предметы в их руках — все имеет символическое значение.

Медитация дубпапо над этой совокупностью символов должна продолжаться до тех пор, пока они полностью не исчезнут, и он не узреет воочию именно То, что ими символически выражено, то есть пока он не осознает те разновидности энергии, которые порождают именно эти явления.

Совершение наипростейших дубтхабов длится три — четыре часа; ритуал должен быть повторен несколько дней подряд. Для совершения больших дубтхабов требуется длительная подготовка с обязательным посвящением на их выполнение у того ламы, который обладает необходимой для этого энергией. Помимо этого, необходимо знать наизусть целые тома литургических текстов, обладать точным знанием церемониала, различных медитаций, соответствующих определенным фазам ритуала и т. д. Ритуал должен повторяться до тех пор, пока дубпапо не овладеет его экзотерическим, эзотерическим и мистическим значением и, кроме того, не воспримет знаки, предвещающие успех ритуала.

В различных работах, содержащих описание дубтхабов, упоминается необычный ритуал, связанный с подготовкой нангчёд. Сразу отметим, что все перечисленные предметы исключительно воображаемы, так же как и череп, который ставится на столе дубпапо.

Эта процедура в дубтхабах Джигджед, Дэмчога и других описывается следующим образом:

Из Пустоты появляется слог ЙАМ, а из него выделяется синий круг, символ воздуха. Над ним возникает слог РАМ и красный круг огня. Еще выше — буква А, изначальный звук. Из этой буквы А возникают три человеческих головы, образуя подставку-основание для белого черепа, «столь же огромного, как бесконечное пространство».

Пять сортов мяса, каждый из которых символизируется определенным слогом и появляется с соответствующей стороны света, помещаются в черепе: с востока— мясо быка, с юга — мясо собаки, с запада — мясо слона, с севера — мясо лошади. Центр заполняется человеческой плотью. С промежуточных сторон света, то есть северо-восток и т. д., появляются нечистые продукты тела: кровь, моча и т. д.193

Воображению дубпапо каждый инградиент представляется не как реальный, но как буквы или слова.

Над черепом в воображении дубпапо возникает белый слог АУМ, красный слог АХ и синий слог ХУМ. Из каждого слога вырывается луч света; эти лучи, сходясь в один, зажигают огонь, который нагревает мясо и другие инградиенты, находящиеся в черепе. Они кипят и превращаются в жидкость. Напиток, полученный таким образом, одни называют дуци, «элек-сир бессмертия», а другие — «элексир Знания, дарующий Просветление».

Такое описание привело некоторых авторов (см., например, Ешке, «Тибетско-английский словарь», термин «нангмчод») к представлению о том, что набожные тибетцы и в самом деле пьют подобные напитки при выполнении своих обычных обрядов. Это совершенно неверно. Ламы, информировавшие меня по этому вопросу, говорили, что, по крайней мере, один из сортов свежего мяса, необходимого для приготовления этого «бульона»,— мясо слона,— не сыскать по всему Тибету.

Но поскольку прототипом дубтхаба служили какие-то индийские или непальские ритуалы, то возможно, что этот экстраординарный, чисто символический для тибетцев «бульон» и в самом деле где-то готовился, Глубину абсурда, до которого может довести человека суеверие, не измерить.скачать dle 10.4фильмы бесплатно

Вернуться


Поделиться:





Другие новости по теме: