Посвящения «без активности»

Дата: 14/03/2013 / Просмотров: 221

Тогда как описанные выше ангкуры могут быть дарованы в помещении ламы, живущего в монастыре, ритуалы «посвящения без активности» должны выполняться в тихом, уединенном, но приятном месте.

Сооружается мандала в два раза больший, чем в предыдущем ритуале. Я не буду его описывать, чтобы не утомлять читателя повторениями. Достаточно отметить, что фигуры и предметы несколько отличаются от применяемых при „посвящении с активностью".

Ламе необходим длительный период подготовки: он должен выполнить различные обряды и провести несколько дней в медитации. Если же он пренебрежет этим, то «его слова и его сознание не будут очищены», и он будет бессилен даровать ангкур. Как и предыдущий ангкур, так и этот могут принимать одновременно несколько учеников.

Непосредственно перед входом в обитель ламы ученик должен омыться и «очиститься» дымом сжигаемых ароматических трав. Громко звеня металлическими ритуальными тарелочками, он отождествляет себя с тем или иным гневным божеством, представляет себя окруженным огненным кольцом, и, наконец, держа в руке несколько курительных благовонных палочек, входит в помещение, простирается перед ламой и кйилкхором, затем садится и говорит:

«Я обрел человеческое тело, столь труднодостижимое. Я родился на материке Джамбу. Я встретил святого Ламу и Великое Учение. Настало время вступить
мне на путь к Освобождению. Теперь же прошу даровать посвящение в Великое Учение.

В долгой и мучительной цепи перерождений, подобно мореплавателю на тонущем корабле средь Океана, подобно птице в силках, подобно страннику, заблудившемуся на опасной дороге, подобно осужденному в руках палача,— именно так жажду я освобождения.

Освобождение — это прохладный ветерок36, спокойствие, невозмутимое блаженство».

Такое посвящение также включает несколько ангку-ров и два уровня: простой и специальный.

Простой уровень

После приготовлений, иногда длительных, ученик испрашивает благословения духовных предтечей того ламы, который даст ему посвящение; он поклоняется ламе и трем прибежищам — Будде, Дхарме и Сангхе. Затем он торжественно дает обеты:

— Я никогда не унижу своих соучеников, не скажу ничего дурного о них.

— Я не причиню зла живым существам

— Я не оскорблю человека, достойного уважения.

— Я не причиню зла монахам.

— Я буду неразлучен с наставником сокровенных методов.

— Я отвергаю отныне все религиозные обряды.

— Я не нарушу данные мною обеты.

— Я буду использовать свои тело, речь и разум только во благо.

— Я никогда не предам забвению Учение Будды и свои обязанности по отношению к духовному наставнику.

— Я никогда не предам и не обману ни одно живое существо.

— Я не совершу ничего необдуманного отныне и до дня, когда стану бодхисаттвой.

— Я буду хранить непрестанное внимание к наставлениям моего Гуру.

— Я не причиню страдания ни одному живому существу.

— Я не буду просить ни о чем на Пути к Блаженству.

— Я не поддамся соблазнам этого мира даже ценой своей жизни.

— Я избегаю кладбищ или уединенных мест отныне и навсегда.

— Я отвергаю все мирские увлечения.

— Я никогда не оставлю те труды, что вне мира.

Ладонь кандидата окропляется «святой водой», и он выпивает ее. Затем следует проповедь ламы. Кандидату запрещается открывать непосвященным мистические слова и различные другие детали ангкура.

Специальный уровень

На этом уровне не используется ни кйилкхор, ни какие-либо другие ритуальные предметы. Ученик испрашивает ангкур следующим образом:

«О Лама, Держатель Скипетра Учения, я, сын Твоего сердца, жажду ангкур Великого Завершения, даруемый без помощи извне. Объясни мне, о Лама, высший кйилкхор — сущность нашего разума. Вступив в него, я никогда более его не оставлю».

Лама: «Блаженный и несравненный сын, Просветленный Разум, не обретший еще ангкур Великого Завершения, слушай же: Отбросив все мыслетворчество, человек освобождается от уз этого мира и более не признает и не отвергает Относительную Истину».

Здесь мы встречаемся с одним из фундаментальных положений ламаистских мистиков. Относительная, или приближенная Истина — это то, что относится к окружающему нас миру, та истина, которую мы признаем за реальную и которая действительно реальна в той же мере, в какой и мы сами реальны. Она содержит в себе различие на добро и зло, на приятное и неприятное и т. п., и побуждает человека признавать одно и отвергать другое. Но тот, кто осознал Высшую Истину [Т.— дон-дамба], зрит за пределы этих различий и достигает безмятежности.

Цветы, которые ученик собирается бросить на кйилкхор, столь же нематериальны, как и сам кйилкхор. Они называются «цветы знания», а сам кйилкхор известен как то, «что не имеет врат». Кандидат сбрасывает монашеское одеяние — символический акт отречения от мирской тщеты и даже самой лучшей ее разновидности — членства в религиозном Ордене. Он складывает свои ладони у сердца, устремляет взгляд на сердце ла мы, и оба, наставник и ученик, погружаются в глубокую медитацию.

Отшельники, как правило, созерцатели, на этом заканчивают посвящение. Однако другие наставники по окончании медитации вновь дают ученику «святой воды» и приступают к пространному обсуждению различных философских положений и концепций, таких как, например, концепция «самости» (точнее, отсутствие „самости"), «не Эго», «четыре предела»39 и многие другие. Эти последовательные дискуссии принимают форму многих ангкуров

Присущий восточным трудам исключительно философский характер этих бесед не позволяет представить их западному читателю без сопровождения обширнейшими комментариями.

Считается, что специальное посвящение «без активности» содержит, в частности, следующие факторы: внимательность, ясность сознания, чувство комфорта (без какого-либо «напряжения»), безмятежность, когда созерцающий не привязан ни к какой-либо концепции, ни отвергает ее.

Люди, которые утверждают, что были очевидцами, или же знающие о том понаслышке, иногда рассказывают о чудесах, происходящих при совершении некоторых ангкуров. По этому вопросу трудно собрать сведения, ибо сами посвященные связаны обетом молчания в отношении всего, что сопровождает посвящение. Они нарушают обет только в самых редких случаях, когда это, по их мнению, могло бы оказать благотворное моральное влияние на другого человека.

Например, чудесные превращения могут происходить со шнурком, который лама повязывает на запястье кандидата. Эта процедура иногда выполняется не во время обряда посвящения, а накануне. Часто случается, что к этому шнурку пристает травинка, чешуйка зерна и тому подобные мелочи. Они случайно оказались в том же помещении, где лама уединялся для подготовки к посвящению, но тибетцы верят, что концентрация мысли ламы наделила и их определенными свойствами. Шнурок остается на руке кандидата всю ночь, а наутро лама сам снимает его вместе с травинками, чешуйками или еще чем-нибудь к нему приставшим. При этом ученик рассказывает о сновидениях минувшей ночи.

Рассказывают, что с этими предметами иногда происходят странные превращения: меняется их форма или цвет, они увеличиваются или уменьшаются в размере; иногда они просто исчезают.

Считается, что эти признаки указывают скрытые свойства и наклонности ученика, которые предопределяют его духовное будущее.

Некоторые наставники придают таким знакам величайшее значение. Они иногда откладывают церемонию посвящения или даже, опираясь в своих действиях на эти предзнаменования, вообще отказываются от нее.

Тем не менее, наиболее часто упоминаемыми чудесами являются призрачные видения. Такие феномены могут быть легко объяснимы, если признать вслед за тибетцами то, что некоторые люди способны сделать для окружающих видимыми и даже ощутимыми свои мысленные образы, создавая совершенный во всех отношениях фантом. Вполне допустимо также, что в тот момент, когда они появляются, внимание присутствующих сконцентрировано на одном и том же представлении, и такая сонастроенность сознания существенно помогает формированию видения.

Традиции и легенды упоминают множество таких поразительных фактов, но большинство подобных описаний почти идентично, хотя и имеются некоторые расхождения в типе видений.

Благодаря рассказу Миларэпы мы узнаем о том, что произошло в доме Марба Ламы, его гуру, несколько дней спустя после того, как последний дал своему ученику наивысшее посвящение, кое было в его власти.

Миларэпа должен был вскоре покинуть своего наставника. Это была их последняя мистическая встреча, своего рода «тайная вечеря»40, сопровождаемая ритуалами почитания божеств и духовных предтечей наставника-ламы.

Жена Марбы Дагмедма приготовила подношения ламам-предтечам и йидамам, торма (ритуальные пироги) дагиням и чойжон'ам41; посвященные Марбой ученики расположились перед кйилкхором, который играл существенную роль в этой разновидности церемонии.

Затем Марба демонстрировал в центре круга различные чудеса. Миларэпа рассказывает, что Лама показал образы Кйе-Дордже, Кхорло Дэмчог, и некоторых других йидамов, и наконец, несколько символических предметов: дильбу, колесо, меч и т. п. Затем появились мистические слоги АУМ-А-ХУМ, соответственно — белый, красный и синий; также шестислоговая формула АУМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ! В заключение ученики созерцали различные сияющие видения.

В отношении последней разновидности явлений отметим, что эти беззвучные фейерверки, образованные динамической сменой гаммы цветов, часто созерцаются в процессе йогической тренировки. Именно в этой огненной форме божества и проявляют себя в дубтхаб'ах, ламаистских ритуалах.

Еще более интересными, чем показанные Марбой чудеса, представляются те объяснения, которые он дал своим ученикам по этому поводу: «Все эти видения — не более чем миражи, магические творения, лишенные реальности».

Один лама-амчод,— священник низшего разряда,— которого я встретила в области Нголог, у истоков Желтой Реки, поведал мне об исключительно странном случае, который, по его словам, имел место при его собственном посвящении.

Он ожидал, как того требует ритуал, перед закрытой дверью жилища наставника, в то время как лама читал литургические тексты, призывающие Херука, могущественного владыку школы Дзогчхен. Неожиданно ученик заметил нечто наподобие тумана, сочащегося со всей поверхности деревянной двери. Этот туман постепенно уплотнился и принял облик Херука гигантских размеров, обнаженного, украшенного короной и ожерельем из отрубленных человеческих голов, то есть такого, каким он обычно изображается в различных книгах и иконах. Его поза и взгляд были суровы и угрожающи. Увидев призрак, объятый ужасом новичок невольно отступил назад, но тот приблизился к нему еще на несколько шагов. А уж этого-то несчастный кандидат на посвящение вынести не мог. Его охватила паника, и он, как безумный, бросился бежать вниз с горы, преследуемый грозным Херука, каждый неторопливый шаг которого превышал полсотни человеческих. Погоня продолжалась недолго. Неспособный в своем смятении выбирать правильно направление, беглец вскоре выдохся и вынужден был остановиться. Вспомнив известные предупреждения об оккультных опасностях, которые подстерегают странников на «Коротком Пути», он не сомневался, что пробил его последний час. Как это ни странно, воспоминание не усилило его ужас, а, наоборот, успокоило. Успокоившись, он уселся в медитаци-онную позу и опустил взор.

Лама рассказал мне, что к тому времени, когда с ним это случилось, он уже был далеко не новичок в мистической практике, и его воззрение на существование и сущность божеств, вне всякого сомнения, отличалось от представлений массы верующих. Тем не менее, он счел, что какова бы ни была природа представшего перед ним Херука, тот обладал чудовищной силой.

Его помыслы вновь обратились к предстоящему посвящению. Отказ из-за недостатка храбрости, в его представлении, отбросил бы его назад с той точки «Пути», которую он уже достиг. Но тогда ему пришлось бы множество раз рождаться в облике человека, несведущего в вопросах духовной жизни, прежде чем ему вновь не представится случай услышать драгоценные учения святых наставников. Такая перспектива была страшнее призрака и даже смерти. Он встал, готовый ко всему, и решил немедленно вернуться к своему ламе.

Но пока он сидел, опустив взор, он, естественно, потерял из вида Херука. Обретя мужество взглянуть, он заметил, что призрак отдалился. Теперь его гигантский облик закрывал вход в убежище наставника.

Лама сказал мне, что дальнейшее он так и не мог себе ясно представить. Он смутно вспоминает ряд событий, сменяющих одно другое с молниеносной быстротой. Взбежав, он достиг Херука, прошел «сквозь него», почувствовав боль в междубровье, и оказался внутри помещения, у ног своего ламы, перед сверкающим и благоухающим кйилкхором.

Естественно, я не преминула пересказать эту странную историю нескольким ламам, желая узнать их мнение по этому поводу. Некоторые были склонны считать эту фантасмагорию чисто субъективной. По их мнению, этот человек полностью утратил представление обо всем окружающем и пережил это странное приключение в некоем трансе. Что касается причины последнего, то, возможно, лама вызвал в сознании ученика образ Херука, а все остальное — плоды его собственного воображения. Возможно также, что эмоциональные переживания ученика перед посвящением до такой степени усилили концентрацию сознания, уже сосредоточенного на образе Херука, что сам ученик и стал творцом своего видения.

Другие, напротив, полагают, что Херука был тулпа, созданный самим ламой посредством экстернализации своего мыслеобраза, доступного восприятию окружаю щими. Создав фантом, лама, возможно, контролировал его поведение, а скорее всего — сам ученик, бессознательно связывая образ действия тулпа со своими переживаниями. Его страх обусловил угрожающий облик Херука, а бегство — последовавшее преследование.

Здесь я должна отметить, что в представлении тибетцев наши чувства оказывают сильное влияние на поведение и мышление тех, с кем мы имеем дело. Они, например, полагают, что разбойник, или тигр, становятся более дерзкими, если человек, повстречавший их, испытывает страх, даже если внешне он никак этого не выказывает. То же можно сказать и обо всех других чувствах. Обычно в таких случаях у каждого находятся свои собственные объяснения Однако толкования тех, кто верит в реальность Херука как существа, принадлежащего другому миру, могли бы слишком далеко увести нас от обсуждаемой темы. В Тибете, как и повсюду на Востоке, есть множество путей «верования в богов». скачать dle 10.4фильмы бесплатно

Вернуться


Поделиться:





Другие новости по теме: