Тибетский мистицизм и выбор учителя, часть 2

Дата: 22/02/2013 / Просмотров: 265

Бодхидхарма был индийским буддистом из касты браминов. Метод обучения, примененный им, резко отличается от метода других учителей. Невысоко ценя олтэрудицию, он превозносил интроспективную медитацию, как истинное средство достижения духовного просветления. Вскоре после своего прибытия в Китай он удалился в монастырь Шаолинь16, где проводил большую часть своего времени и медитации, созерцая каменную стену. Некоторые из его китайских и корейских учеников, а также его последователи в Японии (школа Сото) сохранили обычай созерцания стены при медитации.

Наиболее выдающимся учеником Бодхидхармы был конфуцианский ученый Чжан-Гуан. Как рассказывают, он отправился к обители Бодхидхармы просить его быть ему наставником, но поскольку учитель в течение нескольких дней отказывался принять его, он отрубил себе левую руку и послал ее Бодхидхарме как знак рвения, коим он охвачен.

В Китае Бодхидхарму наследовали шесть патриархов в качестве глав школы Чань, но затем эта линия разделилась на две ветви, которые в дальнейшем дали ряд новых течений.

Специфические методы и учения школы медитации проникли в Японию в шестом веке нашей эры и впоследствии, в одиннадцатом веке, были канонизированы учителем Эйсай'ем. Дзэн-сю процветает и по сей день и насчитывает множество последователей среди интеллектуальной элиты Японии. Однако, к сожалению, как здесь, так и в Китае, основные принципы школы медитации уступили место внешней обрядности, столь строго осуждаемой Бодхидхармой и Самим Буддой.

В Тибете мы встречаем и телепатический способ передачи особых наставлений. Мистики этой страны разделяются на три типа наставников, что особо подчеркивается в литургических формулах отдельных ритуалов: Гонг-гыод, Да-гьюд и Ньян-гыод.

Гонг-гыод — это «линия мышления», наставники которой обучают посредством телепатии, не прибегая к речи.

Да-гыод — «линия символических жестов», наставники которой обучают безмолвно, но посредством символических жестов и знаков.

Ньян-гыод — это линия, где наставников «слушают», то есть они дают уроки обычным путем, разговаривая с учениками.

Телепатический метод рассматривается как наивысший, но многие ламы считают, что в современном мире уже нет учителей, способных его использовать, а кроме того, нет и достаточно подготовленных психически учеников, способных получать наставления таким образом. То же самое они думают и о методе наставления посредством символических жестов и знаков.

Возможно, что в прошлые времена мистики, практиковавшие телепатический метод наставления, встречались значительно чаще, чем сейчас. Но по этому вопросу трудно узнать что-либо достаточно определенное. Однако, как бы то ни было, обучение при помощи телепатии еще не полностью исчезло из Тибета. Оно еще ж пользуется некоторыми созерцателями, а кроме того, значительная часть этого метода применяется в ритуалах, которые сопровождают высшие уровни посвящения.

Среди хранителей мистических традиций следует упомянуть линию Кагьюпа, школу «прямой передачи заветов и наставлении».

Ее духовными основоположниками являются два индуса— Тилопа Бенгалец и Наропа Кашмирец, жившие около десятого века пашей эры.

Неизвестно, кто передал Тилопе дам-нгаг, который появился в Тибете позднее через ученика Наропы— Марба Ламу. В отношении этого мы не знаем ничего определенного, кроме легенды, которая во многом сим-волична (см. «Среди мистиков и магов Тибета»),

Помимо его фантастического посвящения, полученного от Дакини, тибетцы верят, что он также получил наставления и от мифического Дордже Чанг'а, или даже что он сам являл воплощение Дордже Чанг. То же ссмое рассказывают и о Марбе Ламе, который, как мы только что упомянули, и ввел учение Нароты в Тибете.

В свою очередь, Марба передал этот дам-нгаг известному аскету, поэту Миларэпе, а тот — своему ученику Дагпо Лхадже (Гамбопа).

Позднее эта линия разделилась на шесть школ и субшкол, из которых наиболее представительными являются Карма-Кагью и Дугпа-Кагью. Первая, которую обычно сокращенно называют Кармана, образует одну из наиболее важных школ «Красных Шапок». Их главенствующий монастырь, резиденция одного из духовных наследников Тилопы, находится в Толунг Чер-пуг, в горах к западу от Лхассы.

Что касается Дугпа-Кагыо, то некоторые авторы совершенно искаженно представляют ее характер, полагая, что термин „дугпа" обозначает колдуна, использующего самую ужасную форму черной магии.

„Дуг" обозначает «гром». Школа Дугпа, включающая школы Центрального и Южного Тибета, возникла в двенадцатом веке. Она была основана учеником Даг-по Лхадже, Ламой Чёгдже Цангпа Гьярэпа, иногда именуемого Тулку Пагсам Бангпо.

Традиция утверждает, что когда этот Тулку приступил к строительству монастыря в Ралунг'е, внезапно разразился ужасный ураган. Расценивая это событие как знамение, Лама назвал новый монастырь «Гром». Ламы, которые поселились в нем, и, соответственно, все последователи этой школы зовутся «Громовцы» [дугпа].

Монахи монастыря Дуг-Ралунг славились своей ученостью. Они проповедовали свое учение в Бутане и основали там свои монастыри. В связи с этим район и получил название Дуг Юл (Страна Грома), название, которое до сих пор распространено среди местных жителей и тибетцев.

Итак, мы видим, что Дугпа применимо как к жителям Бутана, так и к последователям одной из субшкол Кагыопа. Но это отнюдь не секта «Черных Магов», учение которых некоторые иностранцы, как я слышала, называют «дугпизмом».

На самом деле в настоящее время существуют три основных ламаистских течения: Гелукпа («желтые шапки»), Кагьюпа (включая и Дугпа) и Сакьяпа (два последних называются «красношапочниками») и у всех трех один общий духовный предтеча — индийский философ Атиша.

Духовная преемственность от наставника к ученику почти повсеместно в Тибете была вытеснена линией преемственности тулку, а в некоторых случаях и просто передавалась по наследству.

Уже давно главой Сакьяпа является женатый лама, сын которого наследует ему. Глава монастыря Миндо-линг, великий Лама школы Дзогченпа 17 — холостяк, но после его смерти ему наследует старший сын его брата-мирянина. Если же этот последний умирает бездетным, то Лама обязан жениться на его вдове с целью продолжения династии.

Однако эти два случая являются исключением. Приверженность тибетцев системе тулку настолько велика, что вряд ли теперь найдется хотя бы несколько школ, главу которых не признавали бы одним и тем же ламой, перерождающимся и вновь занимающим свое место.

Не стоит и говорить, что подобное изменение характера линии преемственности религиозных наставников оказало пагубное влияние на интеллектуальный и нравственный уровень верующих. Главы школ и монастырей, утвержденные на этих постах с детских лет, становясь взрослыми, не всегда обнаруживают качества, необходимые для духовного наставника. Очень часто они сами не испытывают никакой склонности к этой деятельности и предпочитают гораздо более легкую роль квазибожественной особы, единственная задача которой — принимать знаки почтения верующих... и их подношения.

Помимо этих узурпаторов титула, на что они не имеют никакого права, в Тибете еще есть некоторые ламы— подлинные продолжатели более или менее древней линии почтенных наставников,— которые утверждают, что владеют определенными тайными традиционными учениями. Среди них — люди высокого духа, чьи методы, вероятно, являются подлинным результатом продолжительного периода психического опыта. Большинство из них живут как отшельники и остаются верны древней системе наследования от учителя к ученику.

Тибетские мистики иногда, хотя и очень редко, прибегают к другому методу продолжения преемственности учителей; а именно — родить ребенка, дабы он получил посвящение и стал духовным наследником своего отца или отцовского гуру.

Рождение такого ребенка должно удовлетворять целому ряду условий. Прежде всего, будущие родители должны получить от своего ламы, действительного главы линии преемственности, недвусмысленное указание родить сына, который и выполнит эту задачу. Это относится к случаю, когда наиболее выдающийся из учеников ламы, или ученик, следующий непосредственно за ним, женат — что вполне допускается для последователей „Красных Шапок", где безбрачие не распространяется строго на всех членов этой школы. Кроме того, могут быть выбраны и светские ученики данного ламы, что допускается теоретически, но примеры таких случаев можно найти лишь в легендах.

Когда наставник, руководствуясь лишь ему одному известными соображениями, предписывает своему холостому ученику стать отцом, последний должен искать себе жену, строго следуя указанию ламы. Выбранная женщина является одной из тех, кого рассматривают как воплощение Дакини — небесной феи-колдуньи: она должна быть наделена определенными знаками, незаметными для обычных людей, но достаточно очевидными для посвященных. Поскольку единственной целью такого союза является рождение сына, которому предопределено продолжить лоб-гьюд — линию наставников,— то оба супруга расстаются сразу же после рождения сына и живут как монах и монахиня.

Для освящения этого союза «их лама» дарует специфический ангкур (Т.— дбанг-бскур-ба — букв, «наделение правомощностью, силой»; в русских переводах принята сокращенная форма этого термина — ванг, однако здесь, следуя авторскому пониманию, сохранена французская транскрипция термина,— ред.). Если чета еще не жената, то это освобождает их от обычной свадебной церемонии.

Затем оба супруга живут отдельно в течение более или менее длительного периода: несколько месяцев, а возможно — и целый год. Во время своего затворничества они выполняют различные ритуалы, призывая различных Чангчубсемпа [бодхисаттв], святых лам, предтечей той линии, к которой принадлежит муж, и испрашивая их благословения. Посредством медитации они стараются установить психические узы как друг с другом, так и с наиболее святыми и благими существами всего мира.

Утверждают, что посредством этого процесса как физическая, так и духовная сущность будущих родителей очищается и преобразуется. Когда их затворничество подходит к концу, им даруется новый ангкур, и их союз совершается как таинство в центре кйилкхора (мандала).

Как бы ни расценивалась эффективность этого ритуала, никто не может отрицать чисто идеалистический характер такой евгеники.

Для достижения той же цели были придуманы и другие методы, хотя и использующие грубые,— а с нашей точки зрения, совершенно отвратительные,— действия, но символизирующие то отношение отца к сыну, которое уже установлено между наставником родителей и будущим ребенком. Традиция утверждает, что такой реальный ритуал был выполнен Марба Ламой для своего женатого ученика по имени Нгог Чойдор.

Ввиду своеобразия обряда я возьму на себя смелость вкратце описать его. Когда период затворничества закончился, и были выполнены все необходимые посвящения мужа и жены, когда был создан кйилкхор и закончены все церемонии, Марба заперся вместе со своей женой Дагмедма и молодой четой в своей молельне. Лама занял свое место на ритуальном троне вместе со своей супругой-дагини, тогда как Нгог Чойдор и его жена оставались в объятиях друг друга у его ног. Марба излил свою сперму в чашу из человеческого черепа и, смешав ее с различными компонентами, обладающими якобы магическими свойствами, дал выпить смесь ученику и его жене.

Подобная практика основана на общем для всех первобытных народов убеждении в том, что животному семени присущи некие специфические оккультные свойства. И это именно та энергия и жизнь, которые гуру и стремится передать зачинаемому ребенку, дабы он стал его духовным преемником.

Этот необычный ритуал известен лишь очень немногим ламам. Судя по собранным мною сведениям, он выполняется очень редко. Говорят, что только те, кто был посвящен в самые сокровенные таинства определенной категории эзотерического учения, имеют право на его выполнение. Любой другой, кто рискнет его использовать, родится демоном.

Помимо официальной религии и мистических традиций Тибета, существует еще великое множество иных необычных действий, о которых даже и не подозревает большинство лам. Частично заимствованные из непальского тантризма и видоизмененные тибетскими оккультистами, они не имеют ничего общего с буддизмом, и нечего говорить, что они отвергаются равно как образованными ламами, так и великими созерцателями-йогинами.

Читатели, которым кое-что известно об индуистском культе Шакти, Божественной Матери в ее десяти ипостасях (Кали, Тара, Раджраджесвари, Бхуванешвари, Байрави, Чиннамастха, Дхумавати Балагамукхи, Мат-ханги и Махалакшми) отметят некоторую аналогию между только что описанным ритуалом и так называемой «чакра» шактистов, поклоняющихся этой богине. Однако, цель этого ритуального полового совокупления в данном случае совершенно отличается от той, которая преследуется тибетцами.

И хотя это выходит за рамки моей темы, я упомяну о тех ночных собраниях, именуемых чакра, которые устраивают индуистские шактисты. Во время этих собраний мужчины и женщины рассаживаются в круг так, что рядом с каждым мужчиной сидит женщина. Составляющими такого культа являются панчататтва [пять элементов], которые обозначаются как «пять М» [панчамакара], поскольку санскритское название каждого из них начинается с этой буквы. Это — мадхья (вино), мамса (мясо), матсья (рыба), мудра (продел) и майтхуна (половой акт). Некоторые индуисты утверждают, что эти выражения — только символы, и что майтхуна следует понимать исключительно как психический процесс, не имеющий ничего общего с половым актом. Другие говорят, что этот ритуал следует выполнять верующему вместе с его законной женой, и тогда их связь возводится до уровня религиозного акта, не сопровождаемого никакими низменными помыслами. Однако, многие шактисты утверждают, что для достигших высочайших степеней просветления вино, выпиваемое в ритуале чакра, должно быть настоящим вином, а женщина, участвующая в ритуальном совокуплении, может быть любой женщиной, за исключением собственной жены. Поскольку многие люди (не только в Индии, но и в любой другой стране) склонны слишком завышать уровень своего развития и совершенства, то многие считают себя вполне удостоенными привилегий тех, «кто достиг высочайших степеней просветления», и, соответственно, собрания шактистов зачастую выливаются в распущенные оргии.

Ничего подобного в Тибете не было и нет.скачать dle 10.4фильмы бесплатно

Вернуться


Поделиться:





Другие новости по теме: