Учения тибетских мистиков

Дата: 13/04/2013 / Просмотров: 509

Во втором собрании ламаистских канонических книг, называемом «Данжур» (комментарии к первому собранию Канонических книг «Канджур»), имеется известное письмо, приписываемое великому индийскому философу Нагарджуне (I век н. э.) и адресованное индийскому царю Удаяне. Философское учение, разработанное На-гарджуной, — Мадхйямика, — пользуется среди ламаистов огромным авторитетом. Ниже я приведу краткие отрывки из этого письма, называемого «Дружеское Послание»,

Был ли Нагарджуна действительно автором этого письма, или оно написано одним из его учеников, или кем-либо, кто воспользовался именем знаменитого философа,— в данном случае не имеет значения. Мы только отметим, что краткий курс наставлений, который дается в этом послании, практически полностью выдержан в духе первоначального буддизма, хотя тибетские гуру и рекомендуют путь Махаяны.

— Пусть твоя деятельность, речь и мысль79 всегда воплощают Десять Заповедей.

Далее

Далай Лама, часть 3

Дата: 13/04/2013 / Просмотров: 1636

Считать, что Цаньян Гьяцо был адептом подобных упражнений, наряду с другими данными, нас заставляет и одна явно фантастическая история, символизм которой, однако совершенно ясен любому, кто знаком с указанной тренировкой. Вот эта история.

Случилось так, что однажды Цаньян Гьяцо пребывал на террасе своего дворца в Потале в окружении тех, кто был возмущен его слишком вольным поведением.

«Да, у меня есть любовница,— сказал он в ответ на их упреки,— но и у вас, обвиняющих меня, они тоже есть, однако неужели вы осмеливаетесь думать, что близость с женщиной для меня значит то же самое, что и для вас?».

Затем он приблизился к краю террасы и помочился через баллюстраду. Струя упала до фундамента Пота-лы, а потом «вознеслась» до верхней террасы и вернулась в Великого Ламу тем же каналом, из которого была выпущена. Великий Лама обратился к окружающим его:

«Попробуйте то же самое,— сказал он,— и если вам не удастся, то уразумейте, что мои отношения с женщинами отличаются от ваших».

Далее

Далай Лама, часть 2

Дата: 13/04/2013 / Просмотров: 355

Возвысившись до царского звания, Лобзанг Гья-цо объявил себя аватаром бодхисаттвы Ченрези, покровителя Тибета, а своего наставника объявил аватаром мистического будды Одпагмеда (Амитабхи).

Монастырь Гандан, скрытый среди гор в пустынной местности, уже не мог более служить прибежищем монаха, ставшего царем, хотя он был обязан сохранять и на царском троне религиозную роль и даже носить монашеское одеяние.

В седьмом веке нашей эры великий царь Сронгцан Гампо построил крепость-дворец (ныне от нее остались только развалины) на холме Потала в Лхасе. Трудно было бы найти более подходящее место для нового властелина. Традиция сделала это место священным, связав его с памятью самых знаменитых царей Тибета, а диковинный вид холма, одиноко возвышающегося посреди необозримой равнины, делает его исключительно подходящим пьедесталом для жилища божественного повелителя. Лобзанг Гьяцо начал строительство необыкновенного здания, к которому впоследствии делались пристройки и которое со временем стало теперешним дворцом Потала.

Далее

Далай Лама, часть 1

Дата: 13/04/2013 / Просмотров: 407

Многие читатели, вероятно, удивлены, почему до сих пор в этой книге ничего не сказано о Далай Ламе. Коль скоро нашей основной темой являются ламаистские посвящения, то основное внимание, по-видимому, должно быть уделено именно Ему — Великому Главе посвященных. Рассмотрим этот вопрос.

Хотя на Западе и начинает складываться более ясное представление о Тибете, и ему посвящено уже большое количество серьезных книг, тем не менее, иностранцы слабо представляют себе, кто такой Далай Лама и какова его роль. Английские чиновники, которые либо лично встречались с Далай Ламой, либо поддерживали дипломатические отношения с Его представителями, пожалуй, являются наиболее осведомленными авторами, однако изображают правителя Тибета практически только как политического деятеля (именно это и интересовало их читателей),

Помимо этих авторов, встречаются люди, не только никогда и шагу не сделавшие по тибетской земле, но и располагающие весьма сомнительной информацией относительно его жителей, и тем не менее, берущие на себя смелость выдавать за действительность свои ничем не обоснованные выдумки. Некоторые из них изображали Далай Ламу человеком, владеющим всеми языками мира. Другие безапеляционно утверждали, что он является «папой» буддистов. Третьи, в свою очередь, говорили, что он-де — маг, который обычно занят творением чудес самого фантастического характера; а его дворец в Потале некоторые изображали как некую «святая святых», недоступную для непосвященных и населенным сверхлюдьми, иерофантами, хранителями грозных мистерий.

Все это не более чем фантазии. Далай Лама преимущественно глава светской власти, автократический монарх Тибета.

Далее

Созерцание солнца и неба

Дата: 8/04/2013 / Просмотров: 372

Созерцание Солнца и созерцание неба также составляют иногда часть повседневных упражнений отшельника. Он фиксирует свой взгляд на Солнце, стараясь при этом не мигать. Сначала он видит множество плящущих точек, вызванных ослепительным светом, но спустя некоторое время остается только одна темная точка. Когда же и она становится совершенно неподвижной, он полагает разум «зафиксированным и способным приступить к настоящей медитации. Но между начальной ослепляющей стадией и моментом, когда «зафиксирована» одна точка, может развернуться серия волшебных видений. Тончайшие нити сплетаются в бесчисленные узоры, появляются различные образы. Каждое из этих видений объясняется и изображается в иллюстрированных трактатах по этой разновидности созерцания.

Другим ученикам рекомендуется созерцать небо, а в некоторых случаях и ограничиться только этой практикой, исключив все остальное. В последнем случае им следует выбрать место своего уединения там, откуда открывается вид на совершенно пустое и безлюдное пространство с совершенно чистым горизонтом, не нарушающим однообразия картины. Некоторые ложатся на спину и созерцают небесный свод, устраняя тем самым из поля зрения горы и другие объекты. Считается, что эта практика приводит, в конечном счете, к первой дхьяне в «Сфере He-Формы», к так называемому восприятию «бесконечности пространства».

Далее

Как использовать время и во сне и как вести себя в состоянии сна, чтобы распознать скрытые тенденции.

Дата: 8/04/2013 / Просмотров: 371

Гелугпа, или так называемые «желтошапочные» ламы, последователи Цонгкханы, проявляют меньшую склонность к созерцанию, чем их «красношапочные» коллеги. Большинство отшельников, живущих в ските, принадлежат к той или иной ветви «красной» школы: Кармапа, Сакьяпа или Дзогчхенпа. Гелугпа, желающие уединиться, по большей части довольствуются небольшой хижиной «цам-кханг» (прибежище для медитации), построенной отдельно недалеко от монастыря, или же присоединяются к группе отшельников — ритод-па, отдельные скиты которых образуют небольшую колонию в пустынной местности. Более состоятельные гелугпа имеют резиденции в спокойных местах, где они останавливаются, если им необходимо уединение.

Их медитативная практика, как правило, менее диковинная и сложная, чем практика мистиков-налджор-па. Тем не менее, не следует думать, что они ограничиваются просто интеллектуальной медитацией. В отличие от них многие «красные» полагают, что различные выполняемые ими упражнения не более, чем опоры для достижения ментальной устойчивости и прогресса на духовном пути, необходимые лишь до тех пор, пока все обряды и ритуалы не будут отброшены, в то время как большинство «желтых», по всей видимости, рассматривают ритуализм как существенную часть и неохотно от него отказываются.

Далее

Ежедневные духовные упражнения, часть 2

Дата: 5/04/2013 / Просмотров: 279

Упражнение, подобное вышеописанному, практикуется буддийскими монахами Цейлона и Бирмы во время ежедневных прогулок. Сделав шаг, они думают: «разум и тело рождаются», следующий шаг — «они исчезают»,—и т. д. Эти формулы они зачастую бормочут либо на пали, либо на местном диалекте, дабы лучше сосредоточить внимание. Цель такой практики — закрепить в сознании факт всеобщего непостоянства, непрерывного изменения и становления.

IV. Когда ученик собирается спать,* он ложится в так называемую «позу льва», то есть на правый бок, подложив ладонь правой руки под голову. Индийские аскеты и буддийские монахи спят в этом положении обычно без подушки.

При этом предписывается следующее созерцание:

Новичок представляет в своем сердце восьмигранную хрустальную вазу, хранящую лотос с лепестками пяти мистических цветов: белый, красный, синий, зеленый, желтый. В центре лотоса — большая буква «Л», излучающая лучи ослепительного света.

На макушке головы он представляет другую букву белого цвета. Из этой буквы излучаются бесчисленные маленькие «А», которые лавиной устремляются к сияющему «А» в хрустальной вазе, пронизывают его и возвращаются к «А» на голове, образуя бесконечную цепь.

Еще одно «А» красного цвета (иногда называют коричневато-красный цвет) представляется в области промежности. Из него извергается поток маленьких «А» того же цвета, восходящий к сверкающему «А», представленному в сердце, и возвращается к красному «А», которое вновь направляет их вверх, охватывая таким же образом нижнюю часть тела, как белые «А» охватывают верхнюю часть.

Далее

Ежедневные духовные упражнения, часть 1

Дата: 5/04/2013 / Просмотров: 296

Ученик тибетских наставников, будь то совсем новичок, или уже получивший определенные посвящения, ежедневно выполняет различные упражнения в соответствии с программой, составленной для него ламой, которого он выбрал себе в качестве духовного руководителя. Только те, кто достиг конца пути, пройдя различные стадии посвящения, могут считаться освобожденными от этой процедуры, но это не значит, что все ученики полностью от нее отказываются: они могут свободно выбирать то, что, по их мнению, им больше всего подходит и изменять программу по своему усмотрению. Фактически, большинство мистиков,— будь то монахи, или анахореты,— составляют для себя нечто вроде «расписания», где каждому моменту дня или ночи соответствуют различные духовные упражнения. Те, кто отказывается следовать такой дисциплине, по большей части — отшельники, погруженные в непрерывное мистическое созерцание, не прерываемое какими-либо действиями повседневной жизни.

Рекомендуемая ученикам практика весьма разнообразна. Она зависит от характера ученика, его интеллектуального развития, его способностей и духоз-ных потребностей, и даже от его физической конституции. Она зависит также от дам-нгаг'а, которому он следует в своей подготовке, и в еще большей мере — от мнения наставника относительно эффективности различных упражнений, При их оценке с западной точки зрения следует проявить определенную осторожность. Они не рассчитаны на европейцев или американцев, умственная предрасположенность которых, образ мышления и оценки явлений весьма существенно отличаются от азиатских.

Далее

Практика дыхания: рассказывает гуру, часть 2

Дата: 24/03/2013 / Просмотров: 247

А если он допустит остановки или перерывы, то сознание будет обеспокоено тем, достигло ли медитативное созерцание глубины или еще нет. Поэтому при счете следует избегать подобных ошибок. Ученик должен считать так, чтобы можно было свободно созерцать весь процесс вдоха и выдоха, отмечая каждый из них и начиная с 1-1 до 10-10 [после чего без перерыва начинается новая серия с 1-1]. И только когда он считает таким образом, он способен во всей полноте узреть, как равномерно струятся вдохи и выдохи. Он постигнет, как они, один за другим, вновь и вновь пронизывает все тело, но ему не следует созерцать их ни внутри, ни вне тела, а только в той точке, где дыхание достигает ноздрей. В этой, связанной со счетом, медитации сознание становится единонаправленным только благодаря силе счета, подобно тому, как корабль удерживается в бурном потоке только тогда, когда руль находится в крепких руках.

И сколь же долго надо продолжать счет? До тех пор, пока и без счета не будет сохраняться неизменное памятование о вдохе и выдохе как об объекте [медитативной практики]. Ибо счет не преследует никакой иной цели, кроме пресечения дискурсивного мышления, которому свойственно охотиться за внешними объектами, и развития внимательности ко вдоху и выдоху как объектам сознания».

Продолжение. «Далее ученику следует позаботиться о продолжении. Слово «продолжение» означает, что после того как отброшен счет, вдохи и выдохи продолжаются без перерыва при полном памятовании о них. Но это отнюдь не означает, что дыхательный цикл следует продолжать вплоть до его конца, середины или [следующего] начала. Для исходящего дыхания пупок— начало, сердце — середина, нос — конец. Для входящего дыхания начало — ноздри носа, середина — сердце и конец — пупок. Если же кто-нибудь попробует это проделать [указанным образом], то его сознание, отвлекаясь, станет беспокойным и хаотичным.

Далее

Практика дыхания: рассказывает гуру, часть 1

Дата: 24/03/2013 / Просмотров: 311

Как я уже говорила, некоторые посвящения связаны с установлением контроля над дыханием.

Эта разновидность упражнений, неизвестных Западу, практиковалась в Индии с незапамятных времен. Они были широко распространены и при жизни Будды Гаутамы две с половиной тысячи лет назад, и брамины того времени разработали множество методик для достижения почти абсолютного господства над дыханием.

Что же является целью этих упражнений? Гораздо легче установить то, что ею не является. Трактаты по йоге приводят сотни описаний таких упражнений, преследующих любые цели, как материальные, так и духовные. Некоторые из них предназначены для развития интеллекта, духовного озарения; другие — для выработки сверхчувствительности органов чувств или для развития новых или скрытых способностей человека; иные же — дабы предотвратить несварение желудка, или придать голосу необычайную мелодичность, или привлечь любовь всех женщин, или наделить человека способностью вызывать контролируемое каталептическое состояние, или быть похороненным заживо на несколько недель. В описании этих поразительных и других, еще более любопытных результатов проявлялась самая необузданная фантазия.

Интерес индийцев к этим упражнениям нисколько не уменьшается со временем, и редко кто из них не практикует в том или ином виде эти упражнения в наши дни, к тому же, ежедневное повторение утренних молитв само по себе требует определенной степени контроля дыхания. Так или иначе, но подавляющее большинство индусов все-таки испрашивают наставлений по этой практике.

В учителях же недостатка нет. Индус с готовностью становится учеником, и с такой же легкостью вскоре сам присваивает себе титул наставника. Его непосредственность в этих ролях зачастую весьма забавна. Я встречала множество подобных примеров, и хочу упомянуть здесь о двух из них.

Далее